В рамках развития региональной системы работы с одарёнными детьми необходимо устанавливать прочные партнерские взаимоотношения с бизнес-сообществом региона.
25 сентября с рабочим визитом технопарк «Яблочков» посетил руководитель Центра выявления и поддержки одаренных детей Пензенской области Иван Танасов. Главным событием в ходе визита стала встреча с руководителем производства лазертаг оборудования Сергеем Ермолаевым.
Руководители образовательной и бизнес структур договорились о сотрудничестве в рамках проведения военно-патриотических смен, спортивных тактических мероприятий, развивающих и развлекательных событий для одаренных школьников Пензенской области.
"В 2022 году по договору между Правительством Пензенской области и образовательным фондом "Талант и Успех" команда Центра "Ключевский" будет проводить профильные спортивные смены, в которых можно использовать комплекты лазертаг оборудования для осуществления военно-полевых мероприятий. Выражаю надежду на сотрудничество с компанией технопарка "Яблочков", как с нашим долгосрочным индустриальным партнером. Надеюсь, что в ближайшие годы мы сможем реализовать самые смелые совместные проекты с участием одарённых детей Пензенской области" - комментирует руководитель центра "Ключевский" Иван Танасов.
Встреча включала демонстрацию оборудования, стратегическую форсайт-сессию по нахождению точек взаимодействия в рамках работы с одарёнными детьми и молодёжью Пензенской области и закончилась подписанием двустороннего соглашения о сотрудничестве.
С 12 по 25 сентября в Центре одарённых детей прошла 12 профильная образовательная смена по углубленному изучению астрофизики. Участниками стали учащиеся 9-ых классов из г. Каменка, г. Кузнецк, г. Нижний Ломов, г. Сердобск, с. Бессоновка и с. Посёлки.
Теоретические аспекты олимпиадной физики школьники изучили на профильных занятиях совместно с учителем физики МОУ Лицея №230 г. Заречный Фомичевым Сергеем Викторовичем и учителем физики ГБНОУ "Губернский лицей" Запорожец Дмитрием Дмитриевичем. Знания, полученные по разделам небесной механики, астрономической оптики, практической и сферической астрономии участники с лёгкостью смогут применить на предстоящих региональных, всероссийских и международных олимпиадах.
На профильных лекциях кандидата физико-математических наук, доцента кафедры "Физика" ФГБОУ ВО ПГУ учителя физики ГБНОУ "Губернский лицей" Зайцева Романа Владимировича и кандидата физико-математических наук, доцента кафедры "Общая физика и методика обучения физике" ФГБОУ ВО ПГУ Киндаева Алексея Александровича участники познакомились с картой звёздного неба, принципами построения календарей и историей исследования Солнечной системы. Практические занятия по астрометрии и основам кинематических свойств небесных тел прошли под руководством научного руководителя смены, учителя физики высшей категории Киселёва Дмитрия Александровича.
В заключительные дни астрономического лета юные астрофизики провели практические исследования и наблюдения звёздного неба. Под руководством астронома, астрофотографа, аспиранта Вятского государственного университета г. Киров — Алексея Сергеевича Сыкчина одарённые школьники запечатлели рассеянное звёздное скопление и астеризм в созвездии Тельца — плеяды и галактику Андромеды. Предметами астрофотографий также стали Сатурн и Марс, которые были близки к противостоянию и ярко сияли на небе.
Спикером онлайн-лекций стал инженер-программист в лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ, автор проекта «Море Ясности», баллистик общественного проекта лунного спутника, постоянный ведущий трансляций запусков SpaceX, популяризатор космонавтики — Антон Громов. Лектор рассказал школьникам про мировые тенденции научного астрономического сообщества и на практике показал ребята, как подобрать наиболее оптимальные параметры космического аппарата.
Центр "Ключевский" продолжает набор на предстоящие профильные образовательные смены. Подробности и регистрация на официальном сайте: https://www.kluchevsky.org/
Под руководством астронома, астрофотографа, аспиранта Вятского государственного университета г. Киров — Алексея Сергеевича Сыкчина, участники вооружились телескопами, астрографами и отправились поближе к местности с отсутствием влияния городской засветки.
Во время лекционных занятий, ребята уже успели познакомиться с картой звёздного неба, поэтому без труда ориентировались глядя в телескоп и определяя ярчайшие созвездия сентября. Помимо наблюдений Алексей Сыкчин рассказал о мифологическом происхождении названий многих небесных тел
Не смогли мы пропустить и уникальные события космического пространства. Одарённые школьники запечатлели рассеянное звёздное скопление и астеризм в созвездии Тельца — плеяды. Это скопление — одно из ближайших к Земле и одно из наиболее ярких звёздных скоплений. В окуляры телескопа также попала ближайшая к Млечному Пути большая галактика — галактика Андромеды.
Галактика находится в созвездие Андромеды, откуда и получила своё название. В результате практических наблюдений и исследования астрофотографий, сделанных участниками, стало ясно, что данное созвездие является также "домом" и для других многочисленных объектов. Оно расположено вне галактической плоскости и не содержит кластеров или туманностей Млечного Пути.
«По последним данным, галактическое пространство исследовано на 1% — 4%. Мы можем видеть планеты, звезды, галактики, тем не менее, остальные 96% ученые не могут увидеть. Поэтому мой интерес к изучению астрономии с каждым занятием все больше и больше. В планах совершить научное космическое открытие», — рассказывает Даниил Гусев, ученик МБОУ СОШ с.Бессоновка.
Для помощи в их организации мы пригласили астронома, астрофотографа, аспиранта ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" г. Киров — Алексея Сыкчина, который рассказал нам много интересного #интервью
Алексей ведёт сообщество в ВК и телеграм-канал "Любительская астрономия в Кирове", где выкладывает массу интересной и полезной информации, делится своими астрофотографиями, а также организует бесплатные выезды за город для наблюдений за звёздами.
Расскажите немного о себе, с чего началось ваше знакомство с астрономией, почему связали свою жизнь именно с этой наукой?
Я учусь в аспирантуре, занимаюсь наукой. А к звёздам интерес появился очень давно. Родители тут тоже сыграли свою роль, ибо к тому времени уже были книги о космосе. Далее уже через другие книги и фильмы всё изучал, потом к наблюдательной астрономии перешёл. Само увлечение у меня ещё с дошкольного возраста.
Поделитесь, как пришла идея о создании сообщества "Любительская астрономия в Кирове"?
Когда у меня появился первый телескоп (это был подарок на день рождения), то я часто увозил его в сад и смотрел в него там, где меньше засветки. Мы часто гуляли там с друзьями, а затем я решил их позвать посмотреть в телескоп. Им понравилось. Потом пригласил всех соседей. Им тоже очень понравилось. Стало интересно дать возможность всем людям взглянуть на небо, тем, у кого нет телескопа. Так это всё по итогу и переросло в нынешнее увлечение.
Хотелось бы узнать подробнее, чем именно вы занимаетесь в рамках проекта "Любительская астрономия"?
До коронавируса проводил астровыезды, встречи астрономов-любителей, читал научно-популярные лекции по астрономии. Не так давно начал активно развивать такое направление, как индивидуальные выезды и свидания под звёздами, ведь из-за вируса массовые сборы проводить нельзя. В будущем хочу ещё астрокружок для детей организовать и проводить уроки со школьниками и студентами, но это всё уже после вируса.
Чего вы ждете от ребят на смене? И что смогут увидеть юные астрофизики на практических занятиях с вами?
От ребят жду осознанности и интереса к космосу, желания узнать что-то новое. А увидят они созвездия. Все, что будут видны. Планеты (Юпитер, Сатурн, Марс), звёздные скопления, объекты дальнего космоса.
На этом всё самое интересное не заканчивается, дальше — больше
Следите за новостями в нашей группе в ВК, аккаунте в инстаграме и на официальном сайте: https://www.kluchevsky.org/
Участники образовательной смены «Астрофизика» ответят на эти вопросы уже завтра
Профильные лекции проведёт приглашённый эксперт Антон Громов, инженер-программист в лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ, автор проекта «Море Ясности», баллистик общественного проекта лунного спутника, постоянный ведущий трансляций запусков SpaceX, популяризатор космонавтики.
Интенсивная программа по тематикам:
космические перелёты: как на самом деле путешествуют по космическому пространству;
космос завтрашнего дня: орбитальный интернет и гигантские ракеты;
ракета будущего: в чём отличия Falcon 9 от других ракет, как она производится, летает и приземляется;
практические занятия: участники смогут подобрать наиболее оптимальные параметры космического аппарата.
Занятия пройдут в онлайн-режиме на платформе ZOOM.
20 сентября смену по Астрофизике посетит инженер-программист в лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ, автор проекта «Море Ясности», баллистик общественного проекта лунного спутника, постоянный ведущий трансляций запусков SpaceX, популяризатор космонавтики — Антон Громов, с которым мы сегодня поговорили #интервью
Расскажите немного о себе, как вы пришли к работе в сфере астрофизики?
Я инженер-программист в лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ. С астрономией я связан совсем косвенно, мы работаем в сфере космонавтики, то есть космической техники. Я занимаюсь системами управления космическими аппаратами, разработкой приборов систем ориентации, стабилизации и навигации. Тема космоса, конечно, давно была мне интересна, но до какого-то момента она не была для меня главной, я многим интересовался. Кроме программирования, например, обработкой видео. Изначально я работал в сфере веб-разработки, но годам к 24 я понял, что хочу заниматься космонавтикой. Я стал двигаться в этом направлении, изучать, нарабатывать опыт, и через пару лет мне удалось попасть в космическую отрасль, где я с тех пор и работаю.
Говоря о видео, у вас есть свой ютуб-канал "Море ясности", поделитесь, как пришла идея и популярность?
Идея о создании канала, на котором я буду рассказывать интересные мне самому вещи, зрела довольно долго. Популяризацией я начал заниматься за полтора года до первого видео на "Море Ясности", но никак не мог начать снимать ролики. К счастью, это всё же случилось, и я с самого начала стремился дать зрителю интуитивное понимание темы, делал упор на простые и понятные схемы. Людям это понравилось, такого контента на русском языке было мало. Но я не считаю, что у меня сейчас есть какая-то популярность, по меркам ютуба мои нынешние цифры весьма скромны даже с учётом относительно узкой тематики канала. Если взять три самых популярных моих ролика (от 280 до 680 тысяч просмотров), то два из них будут про аварии космических кораблей, то есть это весьма горячая тема для публики, особенно о корабле Илона Маска. И ещё один — это моя самая большая и основательная работа: фильм об американской лунной ракете Сатурн 5. К сожалению, после него у меня стало совсем мало свободного времени, поэтому сейчас видео выходят редко, но я планирую продолжать развитие канала.
Вы являетесь гостем смены "Астрофизика", скажите, что интересного дети узнают на ваших лекциях?
Для начала я расскажу в целом о работе в космонавтике, что в этом крутого и необычного. После этого будет лекция о космических перелётах, чтобы дать понимание о том, как вообще летают по космосу, а затем проведём короткое практическое занятие за компьютерами, чтобы попытаться почувствовать себя в шкуре космического инженера. Вечером расскажу о многоразовой ракете Falcon 9 компании SpaceX Илона Маска и о космическом интернете будущего.
Чего вы ждете от ребят на смене?
Наверное, в первую очередь я надеюсь на интерес к темам, которые мы будем обсуждать. Со своей стороны постараюсь это обеспечить. Ну и, конечно, всегда приятно получать от детей вопросы, это как раз говорит о заинтересованности и даёт лучше раскрыть тему. К тому же, общение с детьми позволяет и мне самому расти, становится проще говорить с ними на одном языке.
Ещё больше новостей о преподавателях и одаренных детях Пензенской области в нашей группе в ВК и на официальном сайте: https://www.kluchevsky.org/
И мы даже не преувеличиваем. Ведь совсем скоро ребята проведут настоящие астрономические наблюдения
Но об этом чуть позже..
Одарённые астрофизики Пензенской области начали научное погружение с изучения основ практической и сферической астрономии, узнали о принципах экваториальной системы координат и поработали над решением практических олимпиадных задач.
"На занятиях мы изучаем разделы по астрономии и астрометрии. Мне безумно нравится интерактив с учителям, здесь ты можешь задать любой вопрос, и знаешь, что преподаватель тебе точно объяснит и поможет", - делится впечатлениями ученик МБОУ СОШ с. Бессоновка Даниил Гусев.
В свободное от занятий время, участники успели справиться с верёвочным курсом, интеллектуальными викторинами и спортивными играми.
"Вечерние мероприятия помогают улучшить нашу командную работу, создают тёплую и радостную атмосферу", - рассказывает ученица МОУ СОШ № 9 г. Сердобск Виктория Лованова.
Не забывайте следить за новостями на наших официальных страницах:
12 месяцев и 12 новолуний в году, 12 апреля мир отмечает Международный день полета человека в космос, а центр "Ключевский" в 12 раз собирает в своих стенах одаренных детей Пензенской области
Центр "Ключевский" с каждой сменой принимает у себя всё больше детей из области. В этот раз участники приехали из г. Кузнецка и с. Посёлки Кузнецкого района, г. Каменки, г. Сердобска и с. Бессоновки Бессоновского района.
На протяжении 14 дней у участников состоится полное погружение в таинственную науку, каждый из ребят пройдет интенсивную профильную программу, узнает больше о космосе, времени и солнечной системе...
А также получит уникальную возможность побывать на практических занятиях и понаблюдать за звездным небом в телескоп
Профильные занятия смены пройдут по следующим направлениям:
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Принципы построения календарей. Высоты кульминации светил. Рефракция.
Киндаев Алексей Александрович — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Общая физика и методика обучения физике" ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
Фомичев Сергей Викторович — учитель физики высшей категории МОУ "Лицей №230" г. Заречный
Законы Ньютона. Криволинейное движение. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера.
Киселев Дмитрий Александрович — куратор смены, учитель физики высшей категории ГБНОУ "Губернский лицей"
Запорожец Дмитрий Дмитриевич — учитель физики ГБНОУ "Губернский лицей"
Планеты. Астероиды. Кометы. Метеороиды. Пояс астероидов. Пояс Койпера. Облако Оорта.
Зайцев Роман Владимирович — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Физика" ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
Практические занятия и астрономические наблюдения. Сыкчин Алексей Сергеевич — астроном, астрофотограф, аспирант ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет" г. Киров
Помимо образовательной части смены запланирована развивающая программа: юных астрофизиков ждут посещение открытого плавательного бассейна УОР, игры, викторины, квесты, мастер-классы, тренинги, арт-терапии и многое другое.
На смену приглашены лекторы из разных городов и совсем скоро мы расскажем о них больше. Следите на новостями в нашей группе в ВК и на официальном сайте центра "Ключевский"
5 сентября на базе ККЗ "Пенза" состоялся ежегодный фестиваль "Витамин науки" 2020.
В этот раз было представлено более двадцати тематических площадок по различным направлениям знаний: математика, лингвистика, биология, физика, астрономия, химия, экология и другие.
Участники фестиваля смогли посетить увлекательные лекции и мастер-классы, ярмарку научно-просветительской литературы, послушать презентации молодых учёных о своей научной деятельности, пройти научные квесты.
В рамках фестиваля школьники и их родители побывали на открытых уроках по палеонтологии, астрономии, биоинженерии и современной биологии. Приглашенные эксперты из Москвы, Саранска и Саратова познакомили всех желающих с историей динозавров, популярными исследованиями звёздного неба и горизонтами развития биологии в 2020 году.
Выпускники региональной научно-проектной экологической школы по разработке энерго- и ресурсосберегающих технологий Центра "Ключевский" представили свои проекты и разработки в формате площадки "Мягкий лекторий". Ребята поделились опытом работы в сфере экологического проектирования и создания инновационных полезных моделей.
Так, ученик МБОУ СОШ №64 Ростислав Коровин, презентовал прототип "Умной теплицы", с помощью которого участники фестиваля смогли подробнее изучить принцип работы изобретения. Ученица МБОУ СОШ №1 им. Тархова С.Ф. г. Нижний Ломов Виктория Шевякова, рассказала о том, как быстро и эффективно перерабатывать ПЭТ-бутылки с помощью своего изобретения "Экологическая урна".
Посетители фестиваля отметили актуальность проекта “Создание контейнера для дезинфекции использованных масок”, авторами которого стали Татьяна Зимина, ученица МБОУ СОШ с. Высокое и Дарья Московская, ученица МБОУ СОШ №1 им. К. Г. Мохова р. п. Башмаково. Школьницы предложили установить подобные контейнеры в местах массового скопления людей: медицинских учреждениях, торговых центрах, парках и скверах, что во многом, по их мнению, поможет сохранению чистоты и безопасности на улицах города.
Проблему загрязнения воздуха от выхлопных труб автомобилей рассмотрели Вероника Суркова, ученица МБОУ СОШ №63 г. Пенза и Артем Осадчий, ученик МОУ "Лицей №230", г. Заречный. На фестивале ребята представили исследование и модель фильтра, помогающего значительно уменьшить выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Свою разработку фильтрующего устройства для очистки сточных вод с использованием вторичного сырья представила команда в составе: Алина Курмаева, ученица МБОУ СОШ № 59, г. Пенза Анастасия Солдатова, ученица МОУ лицей №2, г. Сердобск Мария Егорова, ученица МБОУ СОШ №18, г. Пенза Арина Елизарова, ученица МБОУ СОШ №63, г. Пенза
Юные экологи рассказали о том, как в рамках смены Центра "Ключевский" провели мониторинг состояния стоков ближайших предприятий и разработали универсальный фильтр эффективной очистки вод с использованием новых материалов.
Заключительный день фестиваля "Витамин науки" прошёл 6 сентября в лектории Bar 60. Спикером первой площадки стал Антон Громов, инженер-программист в лаборатории высокоточных систем ориентации МФТИ, автор познавательного канала «Море ясности», который вовлёк участников в неизведанный мир космического интернета будущего.
В завершении, участники узнали о том, как на самом деле создаются головоломки от Кирилла Гребнева, разработчика головоломок и игр с ними, преподавателя «Новой школы» и о прогрессе биотехнологий, о котором рассказал Артур Залевский, кандидат биологических наук, заместитель декана Факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ.