Сегодня, 21 ноября, состоялись классные часы, объединенные общей темой: «Теория решения изобретательских задач». В каждом классе происходило деление на команды, каждая из которых зарабатывала себе очки. По завершении мероприятия команды были награждены сладкими призами.
В 11 ХБ классе ученики освоили элементарные навыки «Теории решения исследовательских задач». Эти задачи могут быть названы социальными. Впервые об этих задачах упомянул Г.С. Альтшуллер в 1946 году. С тех пор «ТРИЗ» претерпевал развитие и усложнение. Основатель «ТРИЗ» говорил о том, что всегда было много путей и методов решения конкретных жизненных задач. Воспитатель привела пример задач, которые датируются разными периодами мировой истории.
В 8 ХБ классе тема классного часа была определена несколько иначе: «Алгоритм решения исследовательских задач». Каждая задача имела неограниченное количество решений, а потому ребята приводили разные способы их решения.
В 11 ХБФ говорили о том, в разные времена существовали проблемы, решение которых перерастало в научные знания. Существовало три вида противоречий: альтернативное, техническое и физическое. Главной целью изучения Теории решения изобретательских задач в школе является развитие фантазии и умения мыслить системно. Ребята решали задачи, которые касаются темы биологии.
В 9 ХБ классе был сформулирован следующий алгоритм решения задач:
- формулировка проблемы;
- анализ;
- оперативная стадия;
- систематическая стадия.
Ребята старались следовать алгоритму для моделирования конкретных жизненных ситуаций.
Была предложена задача: на фабрике производится желе, которое выдалось очень густое. Перед работниками стала задача: как равномерно разлить в формочки желе? Кто-то предложил следующий алгоритм действий: нагреть до высокой температуры с целью доведения желеобразной массы до жидкого состояния, затем разлить в формочки с последующим остыванием.
Ученики 10 ФМИ класса разделились на две команды. Члены жюри в составе Левшонковой З.Н. и Мещеринова Николая присуждали командам баллы, которые суммировались. Ребята старались не зря, ведь сладкие призы ожидали их!
В 11 ФМИ классе мероприятие началось с выступления Зинкиной Анны и Иванчиной Анастасии, которые рассказали об особенностях «ТРИЗ», истории ее возникновения. Далее принял эстафету Брусникин Евгений, который подготовил замечательное выступление. Он провел большую работу по объяснению основных преимуществ и особенностей «ТРИЗ», привел примеры решения задач, формулировки проблемы, предложения наиболее оптимальной идеи их решения. Ребята узнали, что существует множество методов решения изобретательских задач, среди которых выделяются аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия, дробление, посредник, предварительное действие, обращение вреда в пользу. Рассказ Евгения был мастерски отработан, продуман, а потому блестящее выступление понравилось всем. Ученики проявили свою смекалку, сообразительность, предлагая различные вариации решения предложенных Евгением задач.
Классные часы по заданной теме прошли успешно, ведь ребята узнали много нового, проявили свой необъятный творческий потенциал, находчивость, сообразительность. «ТРИЗ» пригодится каждому из нас в будущем.
|