Включенное в приоритетный национальный проект «Образование» новое направление предусматривает поэтапное создание в каждом субъекте РФ условий для обучения детей-инвалидов в режиме дистанционного обучения с помощью современных технологий. Наша область оказалась в ряду пионеров внедрения программы – региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов, созданный на базе лицея-интерната города Пензы, начал свою работу 1 сентября текущего года.
Реализация проекта осуществляется на условиях паритетного софинансирования за счет федерального и областного бюджетов. При подготовке к открытию центра не оказались в стороне и некоторые частные организации, предоставляя значительные отсрочки по выплатам. Компания «Ремстрой», например, жарким летом посодействовала в установке кондиционера.
Первыми по новой форме стали учиться 30 детей-инвалидов из Пензы и Мокшана. Если ранее они обучались на дому, то теперь образовательный процесс проходит посредством Интернета, без прихода учителей на дом. В зависимости от возможностей и специальных образовательных потребностей дома у каждого установлено уникальное учебное компьютерное оборудование: монитор, системный блок, клавиатура, принтер, сканер, web-камера, графические планшеты, фотоаппараты, программное обеспечение по различным предметам и многое другое, предоставлен бесплатный доступ в Интернет.
Помимо усвоения базового теоретического материала учащиеся могут проводить физические, биологические и химические опыты, для этого каждому из них предоставлены системы датчиков, позволяющие проводить эксперименты и опыты с использованием электронного оборудования. Предусмотрено и проведение занятий дополнительного образования. Активно работает кружок робототехники – лего, функционируют кружки английского языка для начальной школы, вокальный, графического дизайна. А раз в неделю учеников привозят непосредственно в центр, где с ними в сенсорной комнате психологи проводят сеанс релаксации, а педагоги - различные развивающие и коррекционные занятия.
Что касается работы учителей, то они имеют возможность вести свои уроки как непосредственно в центре, так и из дома. Для этого им приобрели ноутбуки семейства Apple MacBook, сканеры, принтеры, web-камеры, установили бесплатный скоростной Интернет.
К тридцати ученикам, уже оценившим все прелести дистанционного обучения, до декабря должны добавиться еще пятьдесят человек из Пензы и районов области. К сентябрю 2011 года планируется присоединение к программе еще пятидесяти учеников. 130 человек – цифра, с одной стороны внушающая уважение. С другой, не приходится сомневаться, что детей-инвалидов в городе и области несколько больше.
- Возможно, кто-то еще попросту побаивается новинки, - считает завуч центра Ольга Агапова. – Как бы то ни было, пока к занятиям привлечены все желающие. Впрочем, некоторые из родителей детей, еще не обучающихся по этой программе, стали приходить в центр, интересоваться. Не исключено, что со временем при возросшем интересе возникнут очереди, что наблюдается сейчас в Москве.
К обучению в центре допускаются дети с повреждением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, инвалиды по общим заболеваниям. При этом обязательным условием является сохраненный интеллект. Чтобы приобщить своего ребенка к занятиям по дистанционной форме обучения необходимо также предоставить документы, подтверждающие инвалидность, допуск на работу с компьютером, направление на индивидуальное обучение, пройти консультацию психолога.
Центр реализует программы начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. Прошедшим итоговую аттестацию будет выдаваться документ государственного образца о соответствующем уровне образования. Решившим же продолжить обучение в вузах оборудование будет дариться - в данное время запущен механизм внедрения форм дистанционного образования в вузах и средне-специальных учебных заведениях. |