Ученики Губернского лицея продолжают знакомиться с промышленными предприятиями города Пензы. В прошлом году, тогда еще 9 физико-математический класс, побывал на Пензенском заводах тяжелой промышленной арматуры и химического машиностроения. В этом учебном году знакомство с промышленными предприятиями города для 10 фм началось с посещения Пензенского арматурного завода.
Началось все с инструкции по технике безопасности, в которой было строго запрещено перемещаться по цехам в режиме «броуновское движение» и разрешено «все потрогать, при наличии лишних пальцев». И мы, под неусыпным взором инструктора по технике безопасности Василия Анатольевича, отправились знакомиться с заводом.
Специалист по подготовке кадров Татьяна Николаевна (которая, как потом выяснилось, с легкостью может наматывать медную проволоку на катушку) вначале рассказала нам историю завода. И мы, с удивлением, узнали, что раньше на территории завода был Ольгинский приют, при котором существовали мастерские. Потом приют стал детским домом для трудных детей (Труд-колония им. М. Горького). Детский дом развился в «механический заводик», на котором в годы Великой отечественной войны изготавливали печки «буржуйки» и противотанковые мины.
И вот в ноябре 1941 г. завод, собственно, стал – Пензенским арматурным заводом, который изготавливает трубопроводную арматуру, способную выдержать давление до 160 атмосфер, в том числе для атомных станций.
В советский период у завода была своя инфраструктура: детский сад, стадион. Рабочие сами, в свободное от работы время, строили жилые дома для сотрудников. Некоторые из них благополучно стоят и сейчас на ул. Медицинской.
Все это Татьяна Николаевна рассказала нам, пока мы шли к цехам, чтобы увидеть, собственно, процесс производства от начала и до конца.
Первый цех, в котором мы оказались – металлорежущий. Здесь режут заготовки, для будущих изделий. Звук, прямо скажем, как в стоматологии! Ленточная пила разрезает металлическую заготовку d=15 см за 30-40 минут.
Второй цех – плавильный. Металл из плавильной печи заливают в пресс-формы и получаются уже почти готовые детали для шарового крана (но еще не такие красивые и аккуратные). Зрелище фантастическое! Дым и огонь!
Дальше – дробометная машина или «голдовка». Готовые детали с необработанными краями отправляются в специальную машину, где в течении минут 15-20 шлифуются с помощью дроби из нержавеющей стали d- 0,8 мм.
Четвертая часть производства – механический цех, где на шлифовальных и токарных станках детали «доводятся до ума» и отправляются на последний этап производства..
..механосборочный цех, где детали соединяются ВРУЧНУЮ в запоры шаровых кранов или, собственно, краны.
|