Цели конкурса:
- воспитание любви и уважения к родному краю, к родине;
- воспитание чувства гордости и патриотизма к родным истокам;
- воспитание признательности к народным традициям.
«Люблю тебя, мой край любимый»
с.Зубрилово, Тамалинский район, Пензенская область
«Разрушится сей дом, засохнет бор и сад»
Г.Р.Державин
Здесь приведу, вопреки обещанному, выдержки из статьи Верещагина: «…Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья. При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу. Погром начался с винного подвала (ну кто бы сомневался), из которого выкатывались бочки одна за другой и тут же распивались. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Покончив с флигелем, толпа ринулась на главный дом и точно таким же образом подожгла и его, а пока огонь разгорался, начала грабить, частью молотками и ломами разбивать в мелкие куски всю мебель, бронзу, фарфор и разрывать в клочки все картины и портреты, уничтожая всё без разбора, что попадалось ей в глаза, в каком-то бессмысленном, беспощадном исступлении… Вскоре покончили и с домом — рухнули его крыша, полы и потолки и своею тяжестью пробили своды нижнего этажа. Начался погром другого флигеля, оранжерей, сараев и конюшен, а когда и от них ничего не осталось, толпа бросилась на больницу и только тут была остановлена слишком поздно подоспевшими войсками. Также долго дымилось и тлело в окрестных деревнях награбленное добро, которое крестьяне из опасения обыска тщательно сжигали…»
…Сначала пред нами предстала заброшенная церковь – могилы обветшали, деревянные полы прогнили настолько, что, наступив на них, возможно было повредить сустав… Пройдя на 20 метров вперед, за голыми осенними ветками деревьев мы увидели руины некогда оставленной усадьбы – брошенной и забытой… Вход украшала небольшая терраса с античными желтоватыми колоннами, скрывавшими утраченную массивную плотную деревянную дверь. Запах гнили, казалось, был повсюду… Последние лучи солнца падали на замок, его флюгер, ржавая, когда-то гладкая металлическая поверхность которого поглощала их– эти лучи уходящего солнца будто являлись неким снотворным для усадьбы, которая так и не пробудится от вечного сна…
Обгоревшие – частично или полностью, или в пепле, или в грязи, или в пыли стены, едва сохранившиеся обои, потолок, мел с которого давно уже покрывал прогнивший некогда блестящий паркетный пол; по грубой стальной палке, свисающей с потолка, вряд ли что-либо можно сказать о люстре…
На усадьбе Голициных-Прозорских и закончилось столь необычное путешествие.
Подводя итог, необходимо ответить на вопрос: как все это может согласовываться с номинацией «Люблю тебя, мой край любимый»? Я и мои единомышленники не раз отправляли письма в правительство Пензенской области, собирали подписи на одобрение проекта восстановления усадеб. К сожалению, спонсоров так и не нашли. Но я и не собираюсь останавливаться: задачей моей является привлечение внимания общественности к увядающему историческому наследию моей малой Родины и России в целом. Разве что-то еще, помимо патриотизма, может помочь мне в этом? Иначе что есть и будет скрижалью культурного наследия России, ведь ныне мы строим новые здания, совершенно забывая о старых, будто их никогда и не было, или становятся они очередным мусором нашего постиндустриального общества или субпродуктами постоянно совершенствующихся технологий.
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/321-12348-1 |