Уважаемые коллеги и учащиеся школ Пензенской области! Приглашаем вас принять участие в биобое, который состоится ориентировочно 23 октября на базе нашего лицея. Мероприятие пройдет в рамках заочного этапа всероссийского турнира юных биологов. Турнир юных биологов — новое и интересное соревнование для школьников, увлекающихся биологией. От олимпиады его отличает командный характер и зрелищность состязания. Турнир проходит в форме биобоев - научных дискуссий. Для участия необходима команда из 3-5 человек (учащиеся 8-11 классов) и руководитель (учитель биологии). Целью турнира является поиск школьников, способных применять знания по биологии и находить оригинальные решения, а также обучение нормам и стилю работы в творческих коллективах.
Для обсуждения в турнире используется заранее опубликованный список заданий. Это задачи открытого типа (т.е. не имеющие окончательного и однозначного решения), допускающие огромное разнообразие подходов. Условия заданий сформулированы максимально кратко и не содержат всех необходимых для решения данных, поэтому для их решения необходимо самостоятельно сделать определенные допущения, выбрать модель для построения ответа. Задания выполняются коллективно. Решение задач предполагает проведение самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, разрешается использование любых литературных источников, а также консультации со специалистами.
В бое принимают участие 3 команды. Бой проводится в 3 действия. В каждом действии команда выступает в одной из трех ролей: Докладчик (Д), Оппонент (О), Рецензент (Р). Перед началом боя проводится знакомство членов команд и жюри. Роли в первом действии между командами распределяются по результатам специального конкурса. Задания для конкурса формируются комиссией по составлению заданий турнира и оглашаются ведущим боев непосредственно перед началом боя. Корректность проведения конкурса и правильность ответов оценивают члены жюри. Места, которые заняли команды в конкурсе, обуславливают порядок очерёдности выбора роли в первом действии боя. Во всех группах конкурс проводится одновременно по одинаковым заданиям. Команда, выигравшая конкурс, первой выбирает роль в первом действии боя.
Регламент боя
Оппонент предлагает Докладчику задачу для решения (совещание внутри команды) | 1 мин. |
Докладчик принимает или отклоняет задачу (совещание внутри команды) | 1 мин. |
Подготовка к докладу | 1 мин. |
Доклад (один участник) | 7 мин. |
Уточняющие вопросы команды Оппонента к Докладчику и ответы Докладчика | 2 мин. |
Подготовка к оппонированию (совещание внутри команды) | 2 мин. |
Выступление Оппонента (один участник) | 5 мин. |
Ответы Докладчика на вопросы Оппонента, Полемика | 3 мин. |
Уточняющие вопросы Рецензента к Докладчику и Оппоненту, ответы Докладчика и Оппонента на уточняющие вопросы | 2 мин. |
Подготовка к рецензированию (совещание внутри команды) | 2 мин. |
Выступление рецензента (один участник) | 3 мин. |
Полемика между Докладчиком, Оппонентом и Рецензентом | 5 мин. |
Выступления членов команд Докладчика, Оппонента, Рецензента | по 1 мин. |
Заключительное слово Рецензента, Оппонента и Докладчика | по 30 сек. |
Вопросы жюри к Докладчику, Оппоненту, Рецензенту и ответы на них | 5 мин. |
Выставление оценок. Слово жюри | до 3 мин. |
Выступление команд на протяжении боя
ДОКЛАДЧИК докладывает суть решения проблемы, акцентируя внимание на ее идее и выводах. При этом желательно использовать заранее заготовленные рисунки, плакаты, фотографии, видеофрагменты, а также демонстрировать опыты, если задача экспериментальная.
ОППОНЕНТ высказывает замечания к докладу, задает вопросы Докладчику, выясняет неточности, ошибки в понимании проблемы и в предложенном решении. Оппонент должен указать на положительные моменты и обосновать принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в выступлении Докладчика. Оппонент не может предлагать собственного решения задачи!
РЕЦЕНЗЕНТ дает краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента, определяет, насколько полно они справились со своими обязанностями, анализирует понимание обсуждаемой проблемы Докладчиком и Оппонентом. Рецензент имеет право задавать вопросы и докладчику, и оппоненту. Рецензент не может предлагать собственного решения задачи!
Каждый участник команды на протяжении одного боя может выступать не более чем 2 раза. Выступлениями считаются участие в качестве Докладчика, Оппонента, Рецензента. Уточняющие вопросы с места, участие в общей полемике выступлением не считаются.
После каждого действия жюри выставляет командам оценки с учетом всех выступлений членов команд, их ответов на вопросы и участия в полемике. При оценивании работы команд во время биологического боя необходимо учитывать следующие критерии:
- для докладчика - полнота решения задачи; научность и оригинальность решения; культура выступления; умение четко и конструктивно преподносить модель предложенной задачи; умение убедительно изложить суть решения задачи; умение обращать внимание слушателей (команд, оппонентов и зрителей) на основные идеи и выводы; умение вести полемику, давать полные, исчерпывающие, убедительные ответы на поставленные вопросы уточняющего характера; наличие и качество наглядных пособий; техника и качество выполнения эксперимента;
- для оппонента и рецензента - культура выступления; умение анализировать; умение быстро ориентироваться в предложенном решении задачи; умение раскрывать положительные и отрицательные моменты предложенного докладчиком решения задачи; умение выслушать и понять собеседника; умение вести полемику; умение задавать вопросы уточняющего характера.
Оценивается работа не только отдельного человека, а команды, поэтому при выставлении оценок учитывается степень взаимодействия между членами команды и активность всех членов команды.