14 марта в рамках общественно - значимого проекта учащиеся 7 физико - математического класса провели викторину «Символика Пензы и Пензенской области» среди команд 7 химико - биологического и 9 физико - математического класса. Ребята не только показали уровень знаний по данной теме, но и узнали много нового. Теперь они точно знают, как выглядят современные флаги и гербы нашего региона, кто авторы пензенского гимна, что символизировала ласточка на пензенском гербе периода СССР. С минимальным отрывом победу одержала команда 9 физико - математического класса, сладкий приз был приятным дополнением к победе.
В сентябре в рамках работы общественно-значимого проекта 7 физико - математического класса класса «Моя малая родина» был проведён лицейский конкурс компьютерных презентаций.
Было представлено 12 работ.
Называем победителей и призёров:
III место – Тимофеев Александр (10 им)
III место – Ключников Алексей (10 фм)
II место – Апкаева Лия (10 хб)
II место – Дурашова Мария (7 хб)
I место – Скударнов Никита (10 им)
Поздравляем с победой!
Надеемся, что интерес к малой родине будет проявляться у лицеистов всё чаще.
Знаете ли вы, почему Пензу во второй половине XIX века называли «Мордовские Афины»? Нет? А вот участники общественно - значимого проекта «Люблю тебя, мой Сурский край» знают. Теперь эту информацию получили и ребята из 10 химико - биологического класса. 27 сентября ребята с очередным занятием «Краеведческой энциклопедии» посетили именно этот класс.
Одним из направлений работы общественно - значимого проекта «Моя малая родина» является ежемесячная информационная газета, где учащиеся 7 физико - математического класса рассказывают о самых значимых событиях истории Пензы и Пензенской области.
В 7 физико - математическом классе начал свою работу общественно значимый проект «Люблю тебя, мой Сурский край». 13 и 17 сентября ребята выступили перед учащимися 8 химико - биологического и 9 физико - математического классов. «Краеведческая энциклопедия» - это новая и полезная информация, изложенная в доступной игровой форме. Если вы не знаете, кто автор герба Пензенской области, в каком году образована Пензенская губерния, какая песня является визитной карточкой Пензы – зовите нас.
Люблю тебя, мой Сурский край
Актуальность данного проекта определяется рядом объективных факторов: в лицее обучаются дети из разных районов области. Многие из них завершили обучение в школе по месту жительства в силу выбора учебного учреждения с преподаванием ряда профильных предметов, расположенного в областном центре.
Изучая в старших классах историю нашего государства и мирового сообщества государств, учитель не имеет возможности уделять достаточное внимание изучению прошлого и настоящего малой родины по причине отсутствия часов по программе, а потому современные учащиеся могут превратиться в «Иванов, не помнящих родства».
Увлекаясь решением глобальных проблем и разработкой новых современных технологий, порой забываем о людях, которые дали нам жизнь, вырастили нас, подарили нам эту страну, защитили от врагов.
Формирование патриотического отношения к малой родине, воспитание чувства благодарности своим предкам, исторической памяти, ощущения преемственности поколений определяет содержание работы данной направленности.
Учащиеся лицея – представители разных национальностей, поэтому проект призван также снизить вероятность межнациональной напряжённости, способствует толерантному отношению к представителям различных национальностей.
Цели проекта
1. Создание и реализация компонентов системы, составляющих содержание общественно полезного дела на основе изучения истории, культуры родного края с использованием краеведческих материалов.
2. Распространение информации на учащихся Губернского лицея, воспитание патриотических качеств личности.
3. Воспитание у обучающихся патриотизма на основе формирования любви к своей малой родине.
Задачи
Образовательные задачи:
– ознакомление с историей и современной жизнью Пензенской области;
– развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности ;
– развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.
Воспитательные задачи:
– способствовать духовно-нравственной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации;
– развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
– укрепление семейных связей: вовлечение родителей и других представителей старшего поколения в различные виды деятельности;
– профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Проект предполагает сотрудничество с музеями города Пензы, Центром детского и юношеского творчества, Центром туризма, к реализации проекта предполагается приобщить родителей и родственников учащихся.
Реализация проекта призвана способствовать формированию духовно-культурного мировоззрения не только у участников проекта, но и у всех учащихся Губернского лицея.
Формы деятельности:
1. Краеведческаяэнциклопедия
2. Интеллектуальные игры (брейн-ринги, викторины, кроссворды, квесты и др.)
3. Конкурсы (презентаций, стихов, сочинений)
4. Выпуск тематической газеты
5. Участие в городских и региональных конкурсах и конференциях
6. Акции
7. Фестивали
Примерные темы «Краеведческой энциклопедии»
1. Пензенцами славится Россия
2. Архитектура и живопись
3. Пензенцы – участники Великой Отечественной войны
4. Участники «горячих точек»
5. Пенза спортивная
6. «Мордовские Афины»
7. Пенза –многонациональный край. И др.
Механизмы реализации проекта:
1 раз в месяц – общешкольное мероприятие (квест, викторина, круглый стол и др.)
2 раза в месяц – «Краеведческая энциклопедия» - лекторий
Проведение акций
Ожидаемые результаты по реализации проекта
1. Практические:
а) Создание информационной базы, состоящей из материалов краеведческой ориентации: текстовые документы, фото, видеоматериалы, схемы, диаграммы и другая информация.
б) Создание собственного сайта, где размещается данная информация.
в) Накопленный материал используется в подготовке и участии в различных НПК, конкурсах, форумах.
2. Воспитательные:
а) Формирование положительного опыта социального общения, опыта творческой деятельности, необходимого для проявления коммуникативных качеств.
б) Наличие положительной динамики в формировании моральных качеств, истинного патриотизма и нравственного подхода к жизни и деятельности.
в) Осуществление профессиональной ориентации через практическую деятельность, формирование позитивной мотивации к творческой активности.
Практическая значимость
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у детей и подростков причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.
Использование местных материалов даёт понять человеку реалии жизни и выбрать ему правильное суждение по близким ему фактам, помогает ему объективно разбираться в вопросах гражданственности.
При создании гражданского общества материалы краеведения помогают формировать социально активного, развитого творчески человека на основе твёрдой гражданской позиции.
В последнее время возрастает негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм, утрачиваются значение и понимание интернационализма. В общественном сознании укоренились равнодушие, эгоизм, агрессивность, повсеместно распространены наркомания, пьянство, увеличилось количество преступлений среди подростков.
В этих условиях очевидна необходимость решения проблемы патриотического воспитания как основы консолидации общества и укрепления государства.
|